Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом.
«Школьная медиация» – это своеобразная школа общения, создающая основу для формирования безопасного пространства в школе.
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна учащимся?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Школьная служба примирения это:
· Разрешение конфликтов силами самой школы.
· Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
· Профилактика школьной дезадаптации.
· Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
· каковы последствия ситуации для обеих сторон;
· каким образом разрешить ситуацию;
· как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
· Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
· На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
· Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
· Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Что дает служба школьной медиации учащимся?
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать других словами, а не силой.
Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Участвовать в интересной и общественно полезной деятельности.
Помогать другим мириться.
Лучше понимать сверстников и взрослых.
Учащимся, пострадавшим от конфликтных ситуаций, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У учащихся, которые обижают, появляется возможность понять другую сторону, примириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать в дальнейшем.
Что дает служба школьной медиации педагогам?
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования, воспитания и социализации школьников.
Осваиваются новые педагогические инструменты для решения трудных ситуаций и конфликтов.
Укрепляется роль школьного самоуправления.
Документ предназначен для обучающихся, родителей и педагогов по вопросам противодействия противоправного поведения в образовательной среде
«Профилактика противоправного поведения — это особое направление нашей работы, и новые решения в этой сфере всегда принимаются совместно с родительской общественностью и педагогическим сообществом. Новая памятка поможет не только оперативно реагировать на случаи, но и предотвращать их, опираясь на правовые инструменты, проводить разъяснительную работу. Эти материалы являются частью комплексной работы по развитию системы профилактики, которую проводим совместно с другими ведомствами, научными и общественными организациями», — отметил министр просвещения России Сергей Кравцов.
Главное: